Рюкзак туристический (автор Андрей Чайкин)

Рюкзак – это, своего рода, символ путешествия. Все рюкзаки разделяются на три типа: мягкие, жесткие и полужесткие.
Мягкий рюкзак – мешок с лямками. Такие рюкзаки были самыми распространенными в середине ХХ столетия, но теперь это антиквариат и встречается довольно редко. В чаще всего это рюкзаки, доставшиеся по наследству от старшего поколения туристов. Тем не менее, такой рюкзак, правильно уложенный, очень даже не плох в походе. Плюсом этих рюкзаков является их небольшой вес и дешевизна. Но надо помнить – мягкий рюкзак необходимо очень тщательно укладывать. Неправильно уложенный мягкий рюкзак, быстро натрет спину и превратит отдых в мучение.

Жесткий (станковый) рюкзак рюкзак отличается от мягкого тем, что он крепится на металлическую раму. Рама обеспечивает лучшую вентиляцию спины, а это важно, особенно летом. Такие рюкзаки предпочтительно использовать в путешествиях в странах с жарким климатом. Еще один плюс жесткого рюкзака – он прощает многие ошибки укладки, так как собственно рюкзак с телом не контактирует, между ними находится рама с подвеской. Минус таких рюкзаков – довольно большой вес рамы.

Полужесткие (анатомические) рюкзаки сейчас самые распространенные. У них обычно сделана специальная система подвески, которая включает особые упругие элементы, позволяющие рюкзаку держать форму. А подвесная система, включающая многочисленные подушки и сама форма рюкзака повторяют изгибы спины, что делает такой рюкзак очень удобным.
У жестких и полужестких рюкзаков, укладка уже не играет такой серьезной роли. Правильно отрегулированный рюкзак распределяет вес по спине, чтобы даже очень серьезные тяжести можно нести без особого утомления.

В принципе, все равно, какого типа у вас рюкзак, главное, чтобы он был достаточно вместительным, прочным и удобно сидел на спине.

На что обратить внимание при подборке рюкзака? Рюкзак должен быть изготовлен из достаточно прочного и водоупорного материала.

Очень важным параметром рюкзака является объем. Нормальный объем рюкзака для автономных путешествий в лесах умеренного пояса, в горах и в условиях Крайнего Севера – 85-100 литров. Путешествуя в этих краях нередко приходится носить немало довольно объемного снаряжения. В более южных районах, возможно обойтись и более скромным объемом рюкзака. Хотя, всегда лучше иметь запас объема, чем мучиться над проблемой, как запихнуть нужные вещи в маленький рюкзак. И потом, из большого рюкзака всегда можно сделать маленький, сжав его боковыми стяжками (11). Конечно, рюкзаки имеют и внешнюю подвеску. Но на точках дополнительного крепления груза (5) лучше иметь минимум вещей, а в идеале, их там не должно быть вообще. Инвентарь, прицепленный снаружи к рюкзаку, будет пылиться, мокнуть, растрепываться, а главное – цепляться за различные препятствия. Подвеска на рюкзаке нужна в основном чтобы крепить снаряжение, необходимое для прохождения данного участка маршрута. Немаловажной деталью являются нижние карманы (6), с помощью которых легко крепить нестандартное снаряжение (стойки от палатки, лыжи и лыжные палки, разъемные весла) на рюкзак.
Выбирая рюкзак, лучше отдать предпочтение такому рюкзаку, который разделен на два независимых отделения (1), а перепонка между отделениями рюкзака отстегивается. Даже если не пользоваться отдельными отсеками, а перепонку держать отстегнутой, молния в нижней трети рюкзака позволяет открывать собранный рюкзак и быстро доставать вещи, находящиеся на его дне. Но главное назначение этого отсека – мокрые вещи. Если на марше вам пришлось вымокнуть и сменить одежду на запасную, то мокрые вещи надо убирать сюда. Тогда вода с них не подмочит остальной багаж. А на стоянке вы их просушите.
Особое внимание надо обратить на подвесную систему. Она должна иметь достаточно широкие, мягкие и удобные лямки (4), длина которых должна легко регулироваться, при одетом рюкзаке. При этом, нижние ленты предназначены для более тонкого регулирования высоты рюкзака на спине, а верхние – для прижимания рюкзака к спине, чтобы во время ходьбы он не хлопал вас по спине. Не затягивайте их сильно, чтобы не нарушить кровообращение в плечах, а то они быстро затекут.
Лучше выбрать такой рюкзак, где вся подвесная система подвижна относительно спины, и можно менять высоту ее крепления к рюкзаку (8). Удобная система крепления лямок совместно с прочным «анатомическим» поясом (9) и подушкой (10) позволят максимально эффективно распределить вес между плечами и поясом. Спинные подушки рюкзака (13) должны иметь рельеф, обеспечивающий вентиляцию спины.
Пряжки на ремнях рюкзака должны быть прочными и быстроразъемными, что сэкономит много сил времени и нервов. А надежная и быстроразъемная пряжка на поясном ремне (3) в определенной ситуации может оказаться даже жизненно важной. Поэтому выбирая рюкзак надо обратить внимание на фурнитуру. Боковые стяжки пояса (14) позволяют точнее подогнать пояс по фигуре, то есть снять с плеч дополнительную нагрузку. Грудная стяжка (7) удобна при необходимости сохранения баланса рюкзака, особенно в случае интенсивной работы руками.
Теперь клапан (2). Тут требований немного. Клапан должен крепиться на ремнях так, что при необходимости его можно было снять. Желательно, чтобы рюкзак имел клапан с карманами, удобный доступ к ним и прочную молнию.
Дополнительные боковые (или съемные) карманы (15) на рюкзаке – вещь сугубо индивидуальная, кому-то нравятся, а кому-то нет, но помнить о такой возможности увеличения объема рюкзака, конечно, стоит.
И, наконец, профилирующие пластины (12) должны быть изготовлены из легкого, прочного и упругого материала.

Аксессуары к рюкзакам. Обычно рюкзаки изготавливают из водоупорной ткани. Но во время сильных дождей вода все равно пробивается внутрь. Для этой цели можно использовать штормовой чехол, который хорошо защищает рюкзак как от дождевой воды, так и от грязи.

Внутрь, хорошо вставить гермовкладыш. Он защитит вещи не только от воды, но и от сырости, от которой очень сложно избавиться во время продолжительных дождей. В крайнем случае, такой вкладыш защищает от воды даже в случае падения рюкзака в воду.